Нечестное слово

Май 5th, 2010

На недавнем диспуте “На Омске пора ставить крест?”, прошедшем в Омском Клубе, мы с оппонентом обменялись диаметральными трактовками известного изречения “Не в силе бог, а в правде”. Известный омский ревнитель старины Игорь Леонидович Коновалов утверждал, что именно прямым смыслом этой вечной фразы руководствуются все защитники исторической памяти, защищая редкие уцелевшие образцы материальной культуры старого Омска. Я показывал на актуальных примерах, что в реальности у нас, к сожалению, торжествует грубая сила и ложь. А редкими примерами восстановления исторической правды прикрывается тенденция разрушения и материальных, и духовных основ городской среды.

Самое страшное - то, что честность, порядочность не только сильно уступают лжи и хамству в обыденной жизни, но и почти перестали быть идеалом, образцом, на который принято ориентироваться. Нерушимое Честное слово мальчика-часового воспринимается многими как такой же миф, анахронизм, как и “подвиг Павлика Морозова”. Разве что с разными знаками.

Уличение политика или чиновника в грубой лжи не ведет к его немедленной отставке и крушении карьеры. Напротив - ложь и подлог становятся чуть ли не доблестью и эффективным средством для достижения карьерных целей во власти или “политике”. Редкие скандалы с разоблачениями вызваны не пристальным контролем чистоты и прозрачности власти, а банальными разборками и подсиживаниями внутри чиновничьих кланов.

Разрушение идеальных ориентиров, общественных норм ведет к резкой деформации всей системы общественных отношений. Девальвация честности ведет к резкому снижению общего уровня доверия во всех видах человеческих отношений. А это прямо ведет к разрушению общества, потому что именно доверие является его главной связкой: никакой человек не в состоянии в одиночку испытать всю сложность мира - мы вынуждены полагаться на опыт других людей и, значит, хотя бы в минимальной степени доверять другим людям. На доверии построена вся современная экономика. Кризисы - в головах. И кризисы тем мощнее и разрушительнее, чем дальше от реальности оказывается фальшивый мир фондовых пузырей, нефтяных игл и суверенных демократий.

Рост всеобщего недоверия стимулирует потребность использовать внешние, государственные институты как гаранты честности. И тут мы попадаем в жуткий замкнутый круг, потому что вынуждены раз за разом убеждаться в том, что современное государство российское не в состоянии выполнять эту важнейшую функцию, потому что оно само оказывается насквозь пропитано ложью. Основано на лжи. И удерживает “вертикаль лжи” на всех уровнях.

Результаты президентских выборов обеспечивают “коробками из-под ксерокса” или цинично подделывают на уровне протоколов, затем легко заметая следы, уничтожив всю избирательную документацию.

Губернатор обещает восстановить храм за счет спонсоров, но этим спонсором раз разом оказывается госбюджет, то есть общенародный кошелек. Губернатор признает, что “народ против храма”, но это ничуть не мешает ему грубо нарушить свое обещание. И вновь сила торжествует над правдой.

Заместитель мэра, отвечающий за правосознание, в официальном письме цинично лжет и изворачивается, лишь бы не допустить проведение мирной публичной акции в строгом соответствии с законом. А ее подчиненные по прямому указанию начальства подделывают документы, не боясь ни прокуратуры, ни суда, ни СМИ, ни общественного порицания.

Люди, лишь формой напоминающие сотрудников правоохранительных органов, ведут себя как члены группировки, в которой блатные понятия - выше Закона и Справедливости.

Есть ли выход из этого жуткого замкнутого круга? Вряд ли стоит надеяться на чудо самоочищения государственной машины. Эта задача - возвращение к жизни не по лжи - под силу только самому обществу. Лишь постепенным, трудным восстановлением институтов доверия можно переломить ситуацию. И начинать нужно с простых по форме, но очень сложных в реализации поступков: называть все вещи своими именами, поощрять честность и обязательность. Не терпеть лжи.

Не давать и не держать самому и не позволять другим держать нечестное слово.

Примечание: это эссе впервые было опубликовано в журнале “Бизнес курс” 5 мая 2010 года.

Comments are closed.

Поблагодарите автора


Поделитесь с друзьями