Человек есть отражение в обществе

Октябрь 10th, 2017

Мы тут с коллегами, как я уже не раз проговаривался, пытаемся мутить нечто вроде стартапа о вечной жизни (или о как можно более точном копировании человеческой индивидуальности, в минимальной степени связанной с его телом aka биологическим носителем, биороботом). Провели несколько скайп-совещаний, обменялись соображениями о концепте и о подходах к прототипированию. Почти договорились о том, что одной из важнейших должна стать задача эффективного агрегирования разнородной информации, идентифицирующей конкретную человеческую личность, прежде всего — материализованные продукты его творчества во всех возможных формах… Но после очередной рабочей встречи я поймал себя на мысли о том, что мы упускаем важное или даже главное, без чего заявленная цель никогда не будет достигнута, поскольку движение будет осуществляться не в том направлении…

Речь о том, что какого бы уровня точности и полноты в копировании собственно личности мы ни достигли, — это не будет иметь смысла в отрыве от всей системы общественных связей конкретного человека. Более того, можно даже утверждать, что именно эта совокупность и является человеческой личностью, поскольку без этого «отражения в обществе» человек сам по себе фактически не имеет смысла, а значит, не существует. И именно с этим феноменом, прежде всего, и связаны все аспекты «продления жизни». Платон, Пушкин, Маркс — это не то, что каждый из них сказал или написал при жизни, а то, как их слово и их тексты отозвались и продолжают отзываться в общественном сознании (причем, во всех его разновидностях — не только культурно-академическом, но и интуитивно-бытовом). И, кстати, этот мой тезис, как легко понять, отнюдь не является лишь переложением известной формулы Маркса о том, что «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений» — а скорее, ее симметричным дополнением, отражением…

Наверное, стоит это соображение развернуть более широко, сделать более понятным и обоснованным. Пока же ограничусь лишь фиксацией тезиса об очень высоком приоритете именно коммуникационной составляющей в работе над «цифровой копией» (аватаром) человека. Из чего, в частности, следует представление о том, что он не должен мыслиться и создаваться как единственный и обособленный (проприетарный) объект, а скорее как некий класс объектов, фиксирующих различные версии представления о конкретной личности, грани ее отражения в общественном сознании. Пушкин — это общая часть всех представлений о Пушкине в сознании людей. Причем, представлений активных, то есть, тех, которые участвуют в общественных коммуникациях, в информационно-деятельностном обмене людей…

Comments are closed.

Поделитесь с друзьями