Корб читает Шесткова. Резюме

Январь 7th, 2016

Последние тридцать пять лет я очень мало читаю. Большую часть хорошей литературы я прочитал еще в школьном возрасте, что вкупе с неплохим художественным и музыкальным (только как слушателя, увы) образованием позволило мне рано сформировать весьма насыщенное и целостное восприятие мира. В дальнейшем я лишь изредка пополнял эту копилку - преимущественно по рекомендациям и при наличии условно свободного времени.

С Игорем Шестковым я познакомился в 2013 году как с одним из ярких подписантов обращения в защиту узника совести Бориса Стомахина, обратив внимание на его развернутые комментарии на “Патриофиле” и на “Гранях”. На некоторое время я даже убедил его войти в Международный комитет защиты Стомахина, под эгидой и при минимальном содействии которого Игорь сделал значимый проект - подготовил и издал небольшим тиражом избранные материалы из тюремной переписки Бориса. В ходе подготовки этого издания у нас установились вполне доверительные отношения. Но я так и не прочитал ни одного его произведения. Поэтому вопрос-предложение о сотрудничестве в создании аудио-книг по его рассказам, прозвучавший осенью 2015, был совершенно неожиданным и воспринимался как чудо…

Точности ради стоит сказать, что это предложение было сделано в ответ на мое мини-объявление об услугах с использованием моего “чарующего бархатного баритона”. Чудом оно казалось, потому что было сделано именно в тот момент, когда я очень нуждался в любом знаке востребованности - тем более в таком, о котором давно мечтал. Профессиональная работа с текстом сильно отличается от обычного читательского взаимодействия с ним. И этот мой опыт, не лишенный своеобразного драматизма, я, наверное, попробую как-нибудь оформить в виде рассказа “Корб читает Шесткова“. А сейчас ограничусь лишь небольшим резюме моего впечатления от шестковских текстов.

Проза Игоря Шесткова - это настоящая литература. Ее недооцененность объясняется малой известностью, что неудивительно для писателя-эмигранта, пишущего преимущественно по-русски и о русском. Но для меня очевидно, что его лучшие произведения должны быть прочитаны (или услышаны) каждым образованным человеком, не желающим мириться с ограниченностью и неполнотой своего мировоззрения.

Уникальный шестковский стиль дает точное представление о сути художественного текста. Он явным образом наследует немецкому мистицизму и русскому метафоризму. В нем видится графичная живопись Брейгеля и слышится говорящая музыка Малера. Но главное - он безгранично, безудержно живой и жизнеутверждающий, несмотря на то, что лейтмотивом его является смерть во всех своих воплощениях…

Непременно почитайте. Или хотя бы послушайте.

Comments are closed.

Поделитесь с друзьями