Чудес не бывает

Ноябрь 7th, 2018

Чудес не бывает — ВЦИОМ посчитает как надо.

23 октября я предложил коллегам-социологам, участникам крупнейшего сетевого сообщества, высказаться в профессиональном дискурсе по поводу проекта «Великие имена России». О его «социологической» или, как минимум, «опросной» составляющих. Откликнулся лишь сам директор ВЦИОМ Валерий Федоров, переправив меня к руководителю этого направления Юлии Баскаковой, пообещав, что она «с радостью ответит на все вопросы коллег». Именно тогда впервые стало известно, что всероссийский опрос об отношении к дополнительным именам аэропортов будет проводиться через колл-центры методом телефонного интервью «в региональном разрезе». Я предложил «пока не поздно, еще раз внимательно продумать этот момент технологии проведения всероссийского опроса, чтобы потом не было мучительно больно за результат, который вызовет массовое недовольство и усилит недоверие к социологам». Однако мои просьбы уточнить, почему принято такое решение, грубо противоречащее общей концепции конкурса и его публичному положению, и предложения внести коррективы в регламент опроса остались без ответа…

31 октября я посетовал на низкий интерес коллег и на абсолютную непрозрачность столь масштабного и резонансного проекта. Валерий Федоров пообещал «повесить параметры на сайт на днях». Я поблагодарил его, но отметил, что «было бы чуть корректнее сделать это до начала опроса. Не говоря уже о предварительной профессионально-общественной экспертизе методической части. Или даже открытой коллаборации…». При этом я прямо указал коллеге на то, что выбранная ими методика проведения опроса не позволит обеспечить репрезентативность выборки и корректность результатов в каждом регионе, потому что вряд ли ВЦИОМ сможет опросить нужное количество респондентов в почти сорока регионах России в столь сжатые сроки.

6 ноября директор ВЦИОМ фактически подтвердил мои опасения, посетовав, что «бюджет небезразмерен». А заодно дезавуировал собственное обещание, сдвинув сроки обнародования параметров опроса на… 12 ноября, то есть уже после окончания его проведения.

Ч.Т.Д.

В общем-то ничего необычного и неожиданного в этом кейсе нет. О том, что посчитают как надо, я сам писал в самом начале этого пропагандистского шоу (см. мое эссе от 14 октября). Но именно привычность и абсолютное отсутствие даже слабых попыток, пусть не противостоять, но хотя бы честно оценивать и явно высказывать несогласие с подобной профанацией социологии, — такое отношение коллег не может не расстраивать. Потому что разрушен получается уже не только сам институт социологии, но исчезли даже минимальные точки опоры для его возможного восстановления в будущем — всё придется строить с чистого листа.

Comments are closed.

Поблагодарите автора


Поделитесь с друзьями