Бэнкси, Кабалье, Кизиитов

Октябрь 7th, 2018

На мой искусствоведческий взгляд гениальное произведение Бэнкси после его гениального перфоманса не только не потеряло в цене, но наоборот, существенно подорожало. Я бы на месте нынешнего владельца сделал из него перманентную инсталляцию: немного доработав механизм, который бы периодически возвращал картину наверх, а затем имитировал ее разрезание! За возможность выставить это чудо боролись бы лучшие музеи и галереи мира.

Фейсбук

Одно из самых больших моих сожалений — о том, что я не послушал живьем пение великой Монсеррат Кабалье, когда она приезжала в Омск двадцать лет назад.

***

Ностальгический пост о проектах начала двухтысячных…

Кинес Кизиитов

Рубрика “В этот день 17 лет назад”. Фейсбук и рад бы подсказать, да его еще и в задумке не было тогда. ))

5 октября 2001 года - на первый взгляд, ничем не примечательная дата. Гриша Прошин сфотографировал меня на рабочем месте. И все же, у даты есть свое особенное, сакральное значение.

Это был первый день работы моего первого информ-агентства под брендом “Патефон Сквер”. В городе, в котором проникновение Интернета и спустя 10 лет все еще было на крайне низком уровне. По сути, в тот день мы - благодаря нашим старшим товарищам из До-Инфо, первопроходцам городских цифровых медиа - стали пионерами информационной онлайн-журналистики в Омске.

Нет, конечно же, и до этого в интернете жизнь была. Я начал выкладывать в Сеть свои статьи где-то года за 3 до этого. Как, наверняка, и многие продвинутые коллеги того времени - по крайней мере, новосибирские и московские. Но До-Инфо (в связке с Ремиксом и Открытым Омском) вышли на новый уровень: они сделали информационно-новостной портал в онлайне, первый в Омске! Это было самое начало 2001-го года. А тем же летом в команду был приглашен и я, вместе с моим проектом “Патефон Сквер”.

08-08-2001 вышла моя первая новостная заметка в “До-Инфо”. Поначалу все мои новости и статьи проходили модерацию боссов - Татьяны Ильиной и Виктора Корба - и публиковались без авторства, как и все. Но затем они предложили завести на сайте “агентство в агентстве” - отдельный аккаунт “Патефона”, чтобы я мог вести свою ленту новостей, авторскую.

23-09-2001 на сайте появилась первая запись за подписью “Патефон Сквер” вместо “До-Инфо”. Но это был пока не новостной контент, а статьи из первого номера журнала “Патефон Сквер”: коллеги предложили опубликовать их отдельным пластом. Здорово, что большую часть из них можно до сих пор найти на “Открытом Омске”.

04-10-2001 - в этот день мы завершили перенос статей первого номера “Патефон Сквер” из оффлайна в онлайн.

Так что день, в который было снято это фото - первый “официальный” день существования (запуска) ИА Патефон Сквер. В кавычках - потому, что и журнал, и ИА “Патефон Сквер” были исключительно самиздатом, ни о каком официальном запуске c перерезанием ленточки и приглашением селебрити речи, конечно не шло. :) Мы были агентством по сути, а не по форме. Де факто, а не де юре. Эдаким “ридусом” начала нулевых. Или, скорее, “ридусом в ридусе”, поскольку “ридусом” был тогда симбиоз Открытого Омска, До-Инфо и Ремикса.

У “Патефона” был свой “участок” инфополя: неофициозная культурная и творческая среда и события, с ней связанные. То бишь то, что изначально изучал и открывал “Патефон Сквер”. К сожалению, существенная часть наших заметок потерялась при переносе сайта на другие сервера пару лет назад, а часть тех, что все же осталась, висят сейчас за подписью “admin” (по той же причине) или “До-Инфо”. И все же, “следы” “ИА Патефон Сквер” на “Открытом Омске” остались и ныне: их можно найти по автору “Патефон”.

Помимо “Патефона” на сайте есть и другие мои публикации. Дело в том, что “Открытый Омск” был эдаким избирательным агрегатором печатных омских СМИ. С 2001-го года на нем стали выборочно появляться статьи из основных городских газет, своих сайтов не имевших. К тому времени я публиковался уже в десятке из них: в “Московском Комсомольце”, “Алфавите”, “Третьей Столице”, “Ореоле”, “НОСе”, “Коммерческих Вестях”, “Четверге” и пр. В последних двух у меня была авторская полоса (рубрика) о культуре. Особенной популярностью пользовался мой молодежный проект “Заводной апельсин” в областной газете “Четверг”: обратная читательская связь была очень насыщенной, и причем со всей области!

В одной из заметок, напечатанной в “Четверге” и опубликованной на “Открытом Омске”, кстати, сохранилась уникальная гиперссылка на другой мой интернет-проект, который я развивал все лето и начало осени в 2001-м. Сейчас он, увы, полностью удален из Сети новыми “правопреемниками”(ссылка есть, а сайта уже нет - печальная реалия цифровой эры…). Речь о портале департамента культуры Омска, который я тогда запускал. Это была самая первая версия, первее не бывает: альфа, номер 1, созданная с нуля. Архитектуру проекта разработала Елена Медведская, работавшая тогда в информационном блоке мэрии, а наполнением - контентом - она попросила заняться меня.

Именно там статьи из первого номера журнала “Патефон Сквер” впервые появились в онлайне - еще в августе 2001-го. В течение нескольких месяцев я наполнял сайт “омской культуры” все новыми материалами, биографиями и новостными заметками об альтернативной культуре города. Неформальное, андеграундное, неформатное творчество стало основой сайта самой официальной инстанции в сфере культуры в Омске. Нигде в стране, я уверен, такого не было! (Экспериментальный проект Кириенко в Москве в 2000-м году не в счет - это был оффлайн-проект! :)) И нет до сих пор! Возможно, благодаря этому сайту Омск казался внешнему наблюдателю необычайно прогрессивным и продвинутым: ведь мэрия, по сути, оказалась рупором самых прогрессивных, авангардных течений во всех видах искусства, знатоком субкультур и молодежных течений.

Впрочем, все было ровно наоборот: мэрия просто не “просекала фишку”. Этот оксюморон продержался в Сети на удивление долго - лишь спустя лет 10 городские чиновники очухались и стерли “альфа-версию”, полностью заменив ее как визуально, так и по контенту. Теперь сайт местного депкульта ничем не отличается от унылых страничек прочих бюрократических институций “нулевых”. Видимо, предчувствуя недолговечность этого “информ-проекта”, я и согласился тогда, в сентябре 2001-го года на предложение коллег публиковать патефонские статьи еще в “Открытом Омске”. Скорее всего, на этом фото я разглядываю именно их (а Гриша, который стоит с ТОЙ стороны объектива, ждет моей реакции - ведь именно он отвечал за техническую часть портала).

Кстати, где-то в то же время у “Патефон Сквера” появился и свой первый сайт - на Народе. Но это был классический для того времени “сайт журнала”, сочетавший в себе архив публикаций, реликтовое комьюнити (гостевую книгу) и простейшие маркетинговые инструменты, включая онлайн-опросник (этот, “народный” вариант сайта “ПС” тоже до сих пор есть в сети, но увы, гостевая книга и часть интерактива и фотографий утеряны новым владельцем Народа при - подожди подожди - переносе контента на новые сервера!). Обновлялся сайт раз в полгода (за исключением, конечно же, гостевой книги и рубрики “Анонсы”). А все новости и актуальные заметки выходили в ИА “Патефон Сквер” на “Открытом Омске” и Ремиксе.

На Ремиксе также публиковался и первый визуальный контент “Патефона”, и “кухня” проекта. По сути, это были допотопные “посты”. А сам Ремикс был эдакой примитивной соцсетью с личными аккаунтами распределенной редакции, никами, подборками фотографий и постов, тематическими сообществами, тегами и даже онлайн-проектом “За веб-стеклом” - включенной в редакции веб-камерой, через которую за нами можно было наблюдать круглосуточно и из любой точки земного шара. Кстати, фотографии с нее до сих пор тоже есть в Сети. ;)

Да, вот сколько можно рассказать по одной фотографии! Хотя, наверное, можно и еще больше. Ведь, по большому счету, на фото запечатлен в чем-то эпохальный момент: андеграундный, субкультурный самиздат, выходивший доселе ограниченным тиражом и имевший крайне затрудненные схемы распространения (речь не столько о конкретном журнале, сколько о самом явлении), в этот день вошел в авангард информационной онлайн-журналистики (в провинции то уж точно). В этот день - символически - Система сломалась. Наступила цифровая эпоха.

Comments are closed.

Поблагодарите автора


Поделитесь с друзьями